Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Характеристика института защиты прав потребителей в России 5
2. Правовое регулирование защиты прав потребителей 15
3. Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей 28
Заключение 34
Библиографический список 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В реальных экономических условиях приобретают актуальность вопросы защиты прав граждан, являющихся потребителями различных товаров, работ и услуг. Законодательство о защите прав потребителей содержит нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, Законе «О защите прав потребителей», в которых содержатся как специальные, так и нормы общего характера, что приводит к неправильному толкованию специальных норм.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в защите прав потребителей нуждается каждый гражданин. Действующее российское гражданское законодательство содержит систему способов защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи. Потребителю предоставляется право выбора, каким из предложенных законодателем способов защиты воспользоваться.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав потребителя.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие защиту прав потребителя, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение защиты прав потребителей.
Задачами работы ставится:
• дать характеристику института защиты прав потребителей в России;
• изучить правовое регулирование защиты прав потребителей;
• рассмотреть право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Характеристика института защиты прав потребителей в России
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» является регулятором правоотношений в сфере защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и определяет общественные отношения как «отношения... между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)».
Указанный Закон закрепляет права потребителей на выполнение работ и оказание услуг, получение информации о работах и услугах, об их изготовителях (исполнителях), государственную и общественную защиту, а также устанавливает механизм осуществления этих прав. Вместе с тем на основании ст. 1 «Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей» правоотношения в сфере защиты прав потребителей регулируются указанным Законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Основных требований, из которых потребитель может выбрать наиболее подходящие для своей ситуации, пять. Охарактеризуем требования потребителя в той последовательности, в которой они перечислены в п. 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей.
Требование о замене товара. Рассмотрение этого требования удобно разделить на две части: сначала рассмотреть вопрос о том, какой товар подлежит замене; затем - на какой товар замена осуществляется:
а) по п. 2 ст. 475 ГК, т.е. по общим положениям о договоре купли-продажи, предъявление требования о замене товара возможно не во всех случаях, а только в случае существенного нарушения требований к качеству этого товара. По ст. 503 ГК и ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» замене подлежит товар, имеющий любые (простые или существенные) недостатки.
Особый более сложный правовой режим установлен только для технически сложных товаров. Правовое регулирование замены технически сложных товаров по-разному регулируется ст. 503 ГК и ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». По ст. 18 в отношении таких товаров потребитель вправе предъявить требование о замене товара в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара без всяких ограничений. По истечении этого срока право на замену не прекращается, оно лишь ограничивается некоторыми условиями. Требование о возмещении расходов на устранение недостатков. Так сформулировано это требование в ст. 503 ГК. Статья 475 ГК формулирует его более узко, как возмещение своих расходов на устранение недостатков товара. Требование о соразмерном уменьшении покупной цены. Это требование обычно заявляется, когда недостаток товара не препятствует, но ограничивает его использование по назначению либо сказывается на внешнем виде товара. Закон не может дать никаких критериев, на основании которых могла бы быть произведена уценка. Все вопросы решаются по соглашению сторон, в необходимых случаях с учетом акта экспертизы. Спорные вопросы разрешаются судом.
Требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков. В ст. 475 ГК говорится об устранении недостатков в разумный срок. В большинстве случаев устранение недостатков осуществляется уполномоченными организациями, уполномоченными индивидуальными предпринимателями. Именно эти организации снабжаются изготовителем необходимыми для ремонта и технического обслуживания запасными частями и материалами.
В п. 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей раскрывается свобода потребителя в выборе требований, предъявляемых в связи с передачей товара ненадлежащего качества. В п. п. 2 и 3 этой статьи говорится о свободе потребителя в определении лиц, к которым он будет предъявлять свои требования.
В отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 503), который адресует покупателя, обнаружившего в товаре недостаток, только к продавцу, Закон «О защите прав потребителей» значительно расширяет круг обязанных перед потребителем лиц. В п. 2 статьи 18 Закона о защите прав потребителей кроме продавца он называет уполномоченную продавцом организацию и уполномоченного продавцом индивидуального предпринимателя. Из буквального толкования текста пункта можно сделать вывод о том, что и продавцу, и уполномоченным лицам можно предъявлять любые из перечисленных в п. 1 требований, однако это верно только применительно к продавцу.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410,
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
5. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, N 253, 30.12.2009.
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
7. Постановление Правительства Москвы от 16.07.2013 N 466-ПП «Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 23.07.2013.
8. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2013 по делу N 11-40355 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.04.2013 N 33-4213/13 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.
11. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). М.: Проспект, 2017. С. 59.
12. Агафонова Н.Н. Все о правах потребителей. М.: Проспект, 2016. С. 33.
13. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
14. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2011. Кн. 1. С. 119.
16. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2009. С. 122.
17. Гришаев С.П. Защита прав потребителей // СПС КонсультантПлюс. 2016.
18. Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2007. С. 78.
19. Кирпичев А.Е. Система санкций за нарушение договора: меры ответственности, меры оперативного воздействия, расторжение договора и неюридические санкции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 7. С. 9.
20. Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве. М., 2013. С. 6 – 8.
21. Кулаков В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.
22. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.А. Баринов, К.П. Беляев, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 1. С. 264.
23. Солдатова В.И. Законодательство о защите прав потребителей: проблемы совершенствования // Право и экономика. 2015. N 1. С. 3 - 10.